В реабилитации зависимого поведения, используются пять основных направлений:
1. Социотерапия - человек с зависимым поведением проходящий ре-абилитационную программу находиться в определенных условиях, которые обеспечивают:
2. Групповые занятия - способствует формированию навыков нормативного социально-ролевого поведения, формированию трезвеннических установок, навыков конструктивного общения, развития уровня рефлексии и т.д. Включает малые группы; тренинги, лекции, группы самопомощи.
3. Выполнение программных заданий - направленно на принятия за-висимого поведения, опознавания последствий, формирование трезвеннических установок.
4. Индивидуальные психологические сессии - тематика обусловлена индивидуальной программой реабилитации и дополнительными актуальными запросами.
5. Семейные психологические сессии - направленной на формирование навыков нормативного социально-ролевого поведения, развития уровня рефлексии; восстановление/формирование функциональных семейных отношений; изменение системы представлений по отношению к сложившейся семейной ситуации; овладение навыком конструктивного общения, взаимодействия и т.д.
Реализация этих направлений, определяет ведущие задачи реабилитационной программы:
Оптимальную реализацию перечисленных выше направлений и задач реабилитационной программы. помогает осуществлять психологическая диагностика.
Психодиагностический аспект в реабилитации реализуется в двух основных направлениях:
Ведущий принцип психологической реабилитации, можно сформулировать как принцип единства диагностики и реабилитации. Особенно актуальным этот принцип представляется в контексте той сферы психологической практики, где психологическая направленность деятельности объединяется с клинической направленностью. Данный принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога и обеспечивает:
На основании практического опыта работы в данном направлении психологической помощи, можно констатировать, что, эффективность психологической помощи на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы. Психодиагностика обязательно предшествует началу профилактической работы, давая возможность составления индивидуальных реабилитационных программ и коррек-ции их в процессе реализации.
Для достижения целей и задач реабилитационной работы выделяют три уровня психодиагностики:
Наполнение данных уровней и методов психодиагностики конкретными методиками может варьировать в достаточно широких пределах. Фактически психодиагностический комплекс определяется и разрабатывается ведущим психологом совместно с клиническим психологом с учетом особенностей психического и психологического состояния реабилитанта, целей и задач индивидуальной реабилитационной программы.
Статья психолога и психотерапевта Сборщиковой Ксении. Если кратко, созависимость – это изменение жизни родственников алкоголика или наркомана в связи с его болезнью. У зависимого искажается эмоциональная сфера, стиль отношений с людьми, меняются ценности и приоритеты. Люди, живущие рядом (родители, партнеры или дети) постепенно приспосабливаются к этим изменениям.
ПодробнееАвтор статьи - Сборщикова Ксения Игоревна - психолог и психотерапевт. Представьте себе, человека, которому предстоит операция. Это рискованно (даже когда риск минимален), страшно и дискомфортно. И если бы была возможность «справиться самому», без всяких операционных, скальпелей, заживления, восстановления, кто бы отказался от такого шанса?
ПодробнееКогда человек зависимый попадает в центр практической психологии, на первых порах ему приходится очень тяжело. Новые условия, новые правила. И очень серьезные ограничения. Ограничения в свободе: невозможно поехать, куда вздумается, пообщаться с кем захочется, а самое трудное, конечно, невозможно употребить наркотик или алкоголь.
Подробнее